Жизнь и творчество
А.Н. Островского
Муниципальное бюджетное учреждение культуры
"Централизованная библиотечная система г. Боготола"
Красноярского края
Электронная выставка

~

Биография А.Н. Островского


~

Портрет Александра Николаевича Островского.худ. 1871 г. В.Г. Перов.

Детство и юношество драматурга


А.Н. Островский в молодости

фотография взята с сайта 24СМИ

Александр Николаевич Островский родился в Москве, 12 апреля 1823 года, в купеческом районе Замоскворечье. Его отец, Николай Островский, окончил духовную академию, но выбрал светскую профессию и служил чиновником в суде. Мать, Любовь Островская, следила за хозяйством и воспитывала четверых детей. В 1826 году отец получил чин титулярного советника и прибавку к жалованью, и семья из небольшой квартиры переехала в дом. Помимо основной работы Николай Островский занимался частной адвокатской практикой.

Друг будущего драматурга поэт Николай Берг писал: "В доме с утра до ночи толклись купцы, решая разные свои вопросы. Мальчик Островский видел там не одного банкрута, а целые десятки; а разговоров о банкротстве наслушался и бог весть сколько: не мудрено, что язык купцов стал некоторым образом его языком. Он усвоил его себе до тонкости. Иное, в особенности хлесткое и меткое, записывал (как сам мне признавался)".

Мать много времени уделяла образованию детей. Александр Островский занимался танцами и пением, учил французский и немецкий языки, а из домашней библиотеки отца часто брал книги Василия Тредиаковского, Василия
Жуковского, Александра Пушкина. В 1831 году скончалась мать, и спустя пять лет отец женился во второй раз. Его супругой стала дочь шведского дворянина Эмили фон Тессин. Она продолжила обучать детей: рассказывала им историю европейского искусства и наняла учителя по греческому и итальянскому языкам.

В 1835 году Александр Островский поступил в Первую Московскую гимназию. Там он увлекся литературой и театральным искусством, в свободное время играл в драматическом кружке. Актер Федор Бурдин вспоминал: "Александр Николаевич был старше нас на три класса, и тогда уже он любил театр, часто посещал его; мы с великим удовольствием и интересом слушали его мастерские рассказы об игре Мочалова, Щепкина, Львовой-Синецкой". Островский мечтал о карьере писателя, однако отец считал, что это не прибыльно. В 1840 году будущий драматург поступил на юридический факультет Московского университета. Учился неважно: вместо лекций ходил на спектакли, несколько раз пересдавал экзамен по римскому праву. Весной 1843 года А.Н. Островского отчислили. Существует также версия, что он оставил университет сам.


В 1843 году отец устроил А.Н. Островского в канцелярию Совестного суда, где в основном рассматривали семейные имущественные споры. Будущий драматург вел протоколы заседаний. Самые интересные дела он втайне переписывал в отдельную тетрадь, там же помечал поведение и внешность истцов и ответчиков. В 1845 году А.Н. Островский перешел на ту же должность в Коммерческий суд и принимал жалобы от просителей.

Вечерами он пробовал сочинять и к 1847 году закончил свой первый очерк "Записки замоскворецкого жителя". В предисловии литератор писал: "Автор описывает Замоскворечье в праздник и в будни, в горе и в радости, описывает, что творится по большим длинным улицам и по мелким, частым переулкам". Произведение удалось опубликовать в газете "Московский городской листок". В 1847 году там же напечатали его первую пьесу "Картина семейного счастья" о браке по расчету. А.Н. Островский вспоминал: "Самый памятный день в моей жизни 14 февраля 1847 года. С этого дня я стал считать себя русским писателем и уже без сомнений и колебаний поверил в свое признание". Это был день, когда драматург прочитал свою пьесу на вечере у профессора Московского университета Степана Шевырева.


Первое комедийная пьеса

фотография взята с сайта 24СМИ

В 1849 году Александр Островский написал комедию "Свои люди — сочтемся", или "Банкрот". По сюжету купец Самсон Большов решил объявить себя банкротом и не возвращать деньги кредиторам, но в результате его самого обманули дочь Липочка и ее муж, и он отправился в тюрьму. Первое публичное чтение пьесы прошло в доме историка Михаила Погодина, где среди слушателей был Николай Гоголь. Поэт Николай Берг писал: "Вся интеллигенция Москвы заговорила об этой пьесе как о чем-то чрезвычайном. <…> Никто не видал его постепенного развития, робких, отроческих статей. Сразу явилось мужественное произведение, совершилось нечто вроде чуда!" В 1850 году "Свои люди — сочтемся" напечатал журнал "Москвитянин".

Однако в 1850 году Николай I запретил постановку пьесы и ее переиздание. Императору подали жалобу купцы. Цензор Михаил Гедеонов писал: "Все действующие лица… отъявленные мерзавцы. Разговоры грязны, вся пьеса обидна для русского купечества". Государь установил за автором полицейский
надзор, а в январе 1851 года Александра Островского уволили со службы. Тогда драматург нашел работу в журнале "Москвитянин". Вскоре он написал для издания пьесы "Утро молодого человека", "Неожиданный случай", "Бедная невеста".

Экспедиция на Волгу и театральные премьеры


Члены редколлегии журнала «Современник» (А.Н.Островский справа). 1856 г.

фотография взята: 24СМИ

1852 году Александр Островский сочинил пьесу "Не в свои сани — не садись" о попытке отставного кавалериста нажиться с помощью выгодного брака. Это было первое произведение драматурга, которое поставили на сцене. Писатель отдал текст Малому театру бесплатно. Помимо этого, он сам репетировал вместе с актерами и помогал им вжиться в роли. Главную героиню сыграла известная актриса Любовь Никулина-Косицкая. Прозаик Иван Горбунов вспоминал: "Посреди глубокой тишины публика прослушала первый акт и восторженно, по нескольку раз, вызывала исполнителей. В коридорах, фойе, в буфете пошли толки о пьесе. Восторгу не было конц".
Во время репетиций в Малом театре А.Н. Островский подружился с актером Провом Садовским. Именно ему в 1853 году драматург посвятил новую пьесу "Бедность не порок". По сюжету купец Торцов хотел выдать дочь за богача, но случайно благословил ее брак с бедным возлюбленным. Премьера прошла в январе 1854 года, чуть раньше произведение напечатали в "Москвитянине". Это была последняя пьеса, которую опубликовало издание. В 1856 году из-за финансовых споров с владельцем А.Н. Островский уволился и вскоре перешел в журнал "Современник".

Летом 1856 года Александр Островский поехал в этнографическую экспедицию по Волге. Ее организовало Морское министерство. Он побывал в Твери, Городне, Торжке, Осташкове, Ржеве и многих других городах. В его задачи входило описать быт и нравы местных жителей, их основные промыслы, особенности интерьеров, диалекты. В самом начале экспедиции с А.Н. Островским произошел несчастный случай: лошади понесли, и тарантас перевернулся. За несколько месяцев, пока драматург лежал со сложными переломами, он написал пьесу "Доходное место".

Во время поездки А.Н. Островский записывал истории местных купцов. Одна из них легла в основу произведения "Не сошлись характерами" о браке между обедневшим дворянином и богатой купеческой дочерью. Вскоре писатель закончил пьесу "Воспитанница", а в 1859 году при содействии графа Григория Кушелева-Безбородко напечатали первое собрание сочинений Александра Островского в двух томах. Спустя несколько месяцев драматург написал драму "Гроза". Действие происходило в вымышленном городе Калинове. Молодая Катерина, которую изводила деспотичная свекровь Кабаниха, изменила мужу и от отчаяния бросилась в Волгу. В 1860 году критик Николай Добролюбов опубликовал знаменитую рецензию "Луч света в темном царстве", где трактовал самоубийство девушки как протест против мира невежественных и жестоких купцов. Публицист отмечал: "Островский обладает глубоким пониманием русской жизни и великим уменьем изображать резко и живо самые существенные ее стороны". В 1863 году за пьесу "Гроза" А.Н. Островского наградили Уваровской премией, которую вручали за сочинения по русской истории.

В 1865 году Александр Островский вместе с пианистом Николаем Рубинштейном и писателем Владимиром Одоевским создал в Москве Артистический кружок — общественную организацию для деятелей искусства. Ее члены устраивали публичные концерты и литературные вечера, открыли библиотеку и частный публичный театр. В этом же году А.Н. Островский провел там чтения своих новых пьес "Воевода" и "На бойком месте". Беллетрист Сергей Максимов писал: "Снисходительной и уступчивой натуре Островского значительною долею обязан был этот кружок тем, что дружно вел свое дело и не расходился долгое время, несмотря на замечательное разнообразие составных элементов. В московском разобщенном обществе… эта возможность сближения составляет немалую заслугу". В 1867 году Александр Островский написал либретто к опере "Гроза" композитора Владимира Кашперова, одного из членов кружка.

Личная жизнь


Агафья с ребенком

фотография взята с сайта 24СМИ

Со своей первой возлюбленной, Агафьей Островской, драматург познакомился в 1846 году. Она снимала небольшие комнаты недалеко от дома писателя. Вскоре они стали жить вместе, однако церковный брак не заключили.
В 1847 году в семье родился сын Алексей. Вскоре появилось еще трое детей. Журналист Михаил Семевский вспоминал: "По темной и грязной лестнице я поднялся в мезонин, где живет гениальный комик. Едва я отворил дверь (по обычаю московскому, незапертую), две собачонки бросились мне в ноги. За собачонкой явился мальчик с замаранной мордочкой и с пальцем во рту; за мальчиком виднелся другой, за другим с вытаращенными глазами смотрела на меня кормилица с грудным младенцем".

Агафья Островская не умела писать и читать, и в свободное время литератор обучал ее грамоте. Однако, когда он создавал комедии, советовался именно с ней. Друг семьи Сергей Максимов вспоминал: "Хорошо понимала она и московскую купеческую жизнь в ее частностях, чем, несомненно, во многом послужила своему избраннику. Он сам не только не чуждался ее мнений и отзывов, но охотно шел к ним навстречу, прислушливо советовался и многое исправлял после того, как написанное прочитывал в ее присутствии".
В начале 1850-х годов, когда Александр Островский работал в театре над постановкой "Не в свои сани не садись", он увлекся актрисой Любовью Никулиной-Косицкой. Артистка не ответила драматургу взаимностью, но дружба между ними продолжалась до самой смерти Косицкой. Она играла в девяти постановках А.Н. Островского: Катерину в "Грозе", Анну Ивановну в комедии "Бедность — не порок", Вышневскую в "Доходном месте" и других. Косицкая писала: "Я горжусь любовью вашей, но должна потерять ее, потому что не могу платить вам тем же, но потерять дружбу вашу — вот что было бы тяжело для меня, не лишайте меня этого приятного и дорогого для меня чувства".

В 1862 году Александр Островский познакомился с актрисой Малого Театра Марией Васильевой (урожденной — Бахметьевой). Они часто встречались в театре, много времени проводили вместе на репетициях. В 1864 году у пары родился ребенок. А.Н. Островский и М. Васильева летом уезжали в поместье Щелыково Костромской губернии. Там они принимали гостей и устраивали творческие вечера: драматург читал свои пьесы, М. Васильева — играла на фортепиано и пела романсы. В 1867 году, когда умерла Агафья Островская, писатель женился на актрисе. В браке родилось четыре сына и две дочери.

Александр Николаевич с актерами Малого театра

фотография взята с сайта 24СМИ

В конце 1860-х годов Островский увлекся периодом Смутного времени и написал несколько исторических драм: "Тушино", "Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский", "Василиса Мелентьева". В 1868 году в Александринском театре в Петербурге прошла премьера его комедии "На всякого мудреца довольно простоты". По сюжету молодой человек Егор Глумов добивался карьерного роста через знакомства, а в дневнике высмеивал своих покровителей. Журналист "Вестника Европы" Евгений Утин писал: "Островский почувствовал совершившуюся в обществе перемену: …взамен
благородного, увлекающегося юноши он сделал своим героем холодного, расчетливого, всем существом погруженного в личные интересы, презирающего всем и всеми для достижения своей цели, которая сводится к одному слову — карьера". Историю Глумова драматург продолжил в следующей пьесе "Бешеные деньги", в которой герой не смог построить карьеру и уехал за границу с богатой пожилой барыней в надежде унаследовать ее состояние. Произведение опубликовали в 1870 году в журнале "Отечественные записки".

В 1871 году Александр Островский закончил комедию "Лес" о пожилой деспотичной помещице Раисе Гурмыжской, которая хотела выдать племянницу замуж за нелюбимого человека. Вскоре драматург сочинил еще два произведения: "Не было ни гроша, да вдруг алтын" и "Не все коту Масленица". В 1873 году по просьбе комиссии управления императорскими московскими театрами А.Н. Островский написал сказку "Снегурочка". Малый театр закрыли на ремонт, а труппа объединилась с коллективом Большого. Поэтому нужна была пьеса, в которой вместе участвовали артисты балета, драмы и оперы. Музыку к произведению заказали молодому композитору Петру Чайковскому. О работе с А.Н. Островским музыкант вспоминал: "Весна стояла чудная; у меня на душе было хорошо, как и всегда при приближении лета. <…> Пьеса Островского мне нравилась, и я в три недели, без всякого усилия, написал музыку. Мне кажется, что в этой музыке должно быть заметно радостное настроение, которым я тогда был проникнут".

Памятник А.Н. Островскому у стен Малого театра

фотография взята с сайта 24СМИ

В 1875 году в журнале "Отечественные записки" опубликовали пьесу драматурга "Волки и овцы". Спустя несколько месяцев ее поставили на сценах Александринского театре в Петербурге и Малого театра в Москве. Вскоре после премьеры актеры приступили к новым репетициям: писатель создал комедии "Правда — хорошо, а счастье лучше" и "Последняя жертва". А.Н. Островский вспоминал: "Драму написать может и юноша; в драме столкновение личных, индивидуальных страстей; их легче наблюсти и изобразить драматично. В комедии иное: там выводится взаимодействие индивидуальных и
общественных течений, коллизия личности и среды, которую поэтому нужно хорошо знать наперед, чтобы изобразить правдиво".

"Бесприданницу" поставили на сцене Малого театра в 1878 году. Премьера прошла неудачно. В газете "Русские ведомости" писали: "Драматург утомил всю публику вплоть до самых наивных зрителей". Пьеса А.Н. Островского была новаторской для своего времени: главный акцент в произведении был не на действии, а на характере героини.
Параллельно А.Н. Островский занимался общественной работой. Он был председателем "Общества драматических русских писателей" и автором его устава. Кружок помогал литераторам защищать права и требовать наказания для театров, которые ставили пьесы без разрешения драматургов. В 1881 году Александра Островского пригласили на заседание комиссии в Петербург по пересмотру Положения о театрах. К собранию писатель подготовил "Записку о положении драматического искусства в России в настоящее время" и письмо "О нуждах императорского театра". Он вспоминал: "Я всю зиму работал день и ночь: готовился к каждому заседанию. Я главным образом заботился о школе, потому что без нее нет артистов… сознание, что я работаю для общего дела, не дозволяло мне жалеть себя". Предложения Островского выслушивали, однако к реальным изменениям доклады драматурга не привели. Спустя полгода писатель вернулся в Москву и назвал комиссию "обманом надежд и ожиданий".
Летом 1885 года у Александра Островского случилась страшная лихорадка, но он выкарабкался. Он имел столько проектов, будто впереди у него были годы и годы долгой жизни. 2 июня 1886 года, сидя в кресле с газетой, он неожиданно почувствовал, что задыхается. Великий драматург был похоронен на церковном кладбище у храма во имя святителя Николая Чудотворца в селе Николо-Бережки Костромской губернии.

~

Список использованных источников

  • Островский А.Н. - Биография писателя. - URL: https://www.culture.ru/persons/8173/aleksandr-ostrovskii (дата обращения: 21.11.2023). - Текст : электронный.
  • Островский А.Н. - Биография писателя. - URL:https://24smi.org/celebrity/20532-aleksandr-ostrovskii.html (дата обращения: 21.11.2023). - Текст : электронный.
  • Островский А Н. Драматургия : учебное издание - Москва : АСТ, 2001. - 736 с. - Текст : непосредственный.
  • Полное собрание сочинений : в 12-х т. / А. Н. Островский ; ред. Г. И. Владыкин ; авт. коммент. : Л. Данилова, Ю. Чирвы. - Москва : Искусство, 1977 . - Текст : непосредственный. Т. 8 : Пьесы (1876 - 1882). - 1977. - 431 с. : портр.

~
This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website