Жизнь и творчество
А.Н. Островского
Муниципальное бюджетное учреждение культуры
"Централизованная библиотечная система г. Боготола"
Красноярского края
Электронная выставка

~

Творческий период 1857-1867 гг.


~
В этот творческий период А.Н. Островский обращается к поискам положительных начал. Идеалы народной нравственности он видит в патриархальных формах национальной жизни. Но и в этот период А.Н. Островский показывает, что идиллия патриархальной семьи чревата драмой. Пишет и публикует такие произведения, как:

Праздничный сон – до обеда : поэма // Собрание cочинений : в 3 т. / А.Н. Островский ; сост., авт. коммент. В. Лакшин. - Москва : Художественная литература, 1987. - Текст : непосредственный. Т. 1 : Пьесы (1850-1861). - 1987. С. 397-424 : портр.

В праздник молодой чиновник Бальзаминов видит сон, обещающий женитьбу на богатой невесте. По народному поверью, праздничный сон сбывается только до обеда. Вскоре к Бальзаминовым приходит сваха Красавина и сообщает, что в Бальзаминова влюблена Капочка, дочь богатой купчихи Ничкиной. В это время к Капочке приходит её подруга Устинька и вскоре приезжает из провинции дядя - Неуеденов с сыном Юшей. Девушки беспокоятся, что грубоватый, прямой, необразованный Неуеденов расстроит женитьбу, но не могут ничего сделать. Когда приходит Бальзаминов, они с Капочкой уединяются в саду, где несколько раз целуются.

История создания произведения




Пьеса "Праздничный сон — до обеда" - картины из московской жизни, в трёх картинах, написана в 1857 года.

Пьеса, специально предназначалось для журнала "Современник", была написана Островским не более чем за две недели. Замышляя небольшую комедию Бальзаминове, Островский и не предполагал, что вернется к этому образу в 1861 году и вместе с двумя другими пьесами "Праздничный сон - до обеда" заставит как бы комедийную трилогию и замоскворецкого быта.

Пьеса является первой в трилогии о молодом чиновнике Бальзаминове, ищущем богатую невесту.

Первая постановка пьесы состоялась 28 октября 1857 года на сцене Александринского театра.

Впервые была напечатана в журнале "Современник" в 1887 году, № 2.

Источник

Гроза : поэма // Гроза / Островский А.Н. - Москва : Эксмо, 2022. - С. 125-202. - Текст : непосредственный.


По саду гуляет семейство Кабанова во главе жестокость старухой Кабанихой. Купчиха отчитывает сына, который не привык ей возражать. Его жена Катерина была тайно влюблена в Бориса. Сестра Кабанова обещает устроить женщине с ним встречу. Катерина пытается сопротивляться своим чувствам к Борису. Но в итоге, когда ее муж уезжает, она назначает возлюбленному встречу. Когда супруг возвращается, Катерина признается ему в измене.

История создания произведения




Пьеса "Гроза" - в пяти действиях, написанная в 1859 году, в пореформенное время во время путешествия Островского по Поволжью, пыеса раскрывала непримиримые противоречия старого и нового мышления, образа жизни, став предметом ожесточенных споров критиков.
С написанием пьесы "Гроза" связана и личная драма писателя. В рукописи пьесы, рядом со знаменитым монологом Катерины: "А какие сны мне снились, Варенька, какие сны! Или храмы золотые, или сады какие-то необыкновенные, и все поют невидимые голоса.". есть запись Островского: "слышал от Л. П. про такой же сон.". Л. П. - это актриса Любовь Павловна Косицкая, с которой у молодого драматурга были очень непростые личные отношения: она состояла в браке, да и он был несвободен. Мужем актрисы был артист Малого театра И. М. Никулин. А Александр Николаевич сожительствовал с простолюдинкой Агафьей Ивановной. У них были общие дети, (все они умерли в раннем возрасте). С Агафьей Ивановной Островский прожил без малого двадцать лет.

Премьера прошла в Малом театре 17 ноября 1859 года в бенефис С. В. Васильева. 2 декабря 1859 спектакль впервые прошёл в Александринском театре в бенефис Линской.

Источник

Свои собаки грызутся, чужая не приставай : поэма // Собрание cочинений : в 3 т. / А.Н. Островский ; сост., авт. коммент. В. Лакшин. - Москва : Художественная литература, 1987. - Текст : непосредственный. Т. 1 : Пьесы (1850-1861). - 1987. С. 425-451 : портр.

Миша Бальзаминов – бедный молодой чиновник, одержимый идеей найти богатую невесту. Он знакомится с молодой вдовой Анфисой Антрыгиной и надеется на ней женится, но вдруг узнает, что за ней уже давно ухаживает его сослуживец Устрашимов. Но сдаваться Бальзаминов не собирается…

История создания произведения




Пьеса "Свои собаки грызутся, чужая не приставай" — картины московской жизни, написана в 1861 году. Является второй частью трилогии о Бальзаминове (после пьесы "Праздничный сон — до обеда").


Комедия писала зимой. Значительных отзывов в печати она не вызвала. Премьера пьесы состоялась в московском Малом театре в бенефис С.П. Акимовой, исполнявшей роль Красавиной. А.А. Рассказов, игравший Бальзаминова, вызвал упреки известного театрального рецензента А.Н. Баженова в фарсе и "тривиальности".


В петербургской премьере на сцене Александринского театра, состоялась 3 ноября 1861 года. Спектакль не получил печати поддержки театральных рецензентов.

В пьесе образ Бальзаминова дополнен новыми чертами, например, показано его пристрастие к старомодным "чувствительным" виршам и "жестоким" романсам.

Впервые была напечатана в журнале "Библиотека для чтения" в 1861 году, № 3.

Источник

За чем пойдешь, то и найдёшь (Женитьба Бальзаминова) : поэма // Гроза : пьеса / А. Н. Островский. – Санкт-Петербург : АЗБУКА : АЗБУКА-АТТИКУС, 2022. – С. 61-138. – (Мировая классика).

Главный герой пьесы Мишенька Бальзаминов обладает наивным и мечтательным характером. Из-за своей простодушно он воспринимается другими людьми как "блаженный", "дурачок". Мама Миши, Павла Петровна, желает хорошо пристроить сына. Герой сам не прочь жениться на богатой невесте, но не знает, где ее найти. Тогда матушка просит помощи у свахи. Она начинает знакомить потенциального жениха с местными незамужними девушками. Нередко это заканчивалось оскорблениями.

История создания произведения




Пьеса "За чем пойдёшь, то и найдёшь" (Женитьба Бальзаминова) - картины московской жизни, написана 1861 году.

Эта пьеса замыкает трилогию о молодом чиновнике Бальзаминове, в которую также входят пьесы "Праздничный сон - до обеда" и "Свои собаки грызутся. Чужая, не приставай".

Отсылая своё новое произведение в Петербург Достоевскому для напечатания, драматург писал: "Милостивый государь, Федор Михайлович. Посылаю Вам пьеску, которую обещал для Вашего журнала. Нездоровье помешало моей работе, и я кончил её позже, чем желал бы. Когда прочтете эту вещь, сообщите мне в нескольких строках Ваше мнение о ней, которым я очень дорожу. Вы судите об изящных произведениях на основании вкуса: по-моему, это единственная мерка в искусстве. Вы меня крайне обяжете, если выскажете своё мнение совершенно искренно и бесцеремонно".
Достоевский ответил 24 августа 1861 года: "Вашего несравненного "Бальзаминова" я имел удовольствие получить третьего дня. Что сказать Вам о Ваших "сценах"? Вы требуете моего мнения, совершенно искреннего и бесцеремонного. Одно могу отвечать: прелесть. Уголок Москвы, на который Вы взглянули, передан так типично, что будто сам сидел и разговаривал с Белотеловой. Вообще, эта Белотелова, девица, сваха, маменька и, наконец, сам герой - это до того живо и действительно, до того целая картина, что теперь, кажется, у меня она вовек не потускнеет в уме. Из всех Ваших свах Красавина должна занять первое место. Я её видал тысячу раз. Я с ней был знаком. Она ходила к нам в дом, когда я жил в Москве лет десяти от роду. Я её помню".

Впервые была напечатана в журнале "Время", в 1861 году. № 9.

Источник

Козьма Захарьич Минин-Сухорук : пьеса // Островский, А.Н. (русский драматург ; 1823 - 1866) Полное собрание сочинений : в 12-х т. / А. Н. Островский ; ред. Г. И. Владыкин ; авт. коммент. : Л. Лотман, Т. Орнатская, Г. Степанова. - Москва : Искусство, 1976. - Текст : непосредственный. Т. 6 : Пьесы (1861 - 1865). - 1976. - С. 8-111. : портр.

В начало XVII в. когда Русское государство было под угрозой гибели, в Москве правили польские военачальники и их пособники из русских бояр. Стране угрожала потеря государственной независимости. И лишь народное ополчение, возглавляемое князем Дмитрием Пожарским и земским старостой, патриотом Кузьмой Мининым, полностью освободило Москву от врагов.

История создания произведения




Пьеса "Козьма Захарьич Минин-Сухорук" - драматическая хроника в пяти действиях. Написана в 1861 году.

Задумана пьеса была ещё в 1856 г., после поездки Островского на Волгу, но завершить её он смог только через пять лет. Она, как говорил Островский, ему "стоила многолетних трудов". Пьеса была закончена 9 декабря 1861 года. 19-го февраля 1862 года Александр II наградил Островского бриллиантовым перстнем за эту пьесу. Такой незначительный подарок Островский воспринял как унизительное, и назвал его "пошлым". Несмотря на то, что царский подарок был признанием благонадежности пьесы, III отделение нашло её несвоевременной и не допустило к постановке в театрах.

Островский создал вторую редакцию пьесы, которая была разрешена к постановке 12 октября 1866 г. и впервые поставлена в Петербурге, в Александринском театре, 9 декабря 1866 г., в бенефис артиста Марковецкого; в Москве, на сцене Большого театра, — 20 января 1867 г., в бенефис артиста П. М. Садовского. Вторая редакция впервые опубликована в 1904 году в четвёртом томе Полного собрания сочинений А. Н. Островского, издательство товарищества "Просвещение".

Напечатана в журнале "Современник" в 1862 году, № 1, Вторая редакция — в 1866 году.

Источник

Грех да беда на кого не живёт : поэма // Собрание cочинений : в 3 т. / А.Н. Островский ; сост., авт. коммент. В. Лакшин. - Москва : Художественная литература, 1987. - Текст : непосредственный. Т. 2 : Пьесы (1862-1873). - 1987. С. 5-60 : портр.

В пьесе описывает историю барина Троепольского, который вынужден сделать выбор между собственной репутацией и любовью к юной вдове. Внутренние конфликты главного героя и других персонажей выдвигают на первый план проблемы лжи и подлости, а также кризиса ценностей в обществе.

История создания произведения




Пьеса "Грех да беда на кого не живёт" - драма в четырёх действиях, написана в 1862 году.

Островский начал работать над пьесой 25 октября 1862 года. 22 декабря пьеса была одобрена к постановке Театрально-литературным комитетом, 31 декабря - драматической цензурой. В августе 1863 года Островскому за пьесу была присуждена Уваровская премия.


В содержании драмы центральная пословица, давшая название произведению, не звучит, но один из персонажей подводит итог случившемуся в афоризмах, близких ей по семантике: "Курицын. Не ждал, не гадал, а в беду попал! Беда не по лесу ходит, а по людям".


Впервые была напечатана в журнале "Время" в 1863 году, № 1.

Источник

Воевода (сон на Волге): пьеса // Островский, А.Н. (русский драматург ; 1823 - 1866) Полное собрание сочинений : в 12-х т. / А. Н. Островский ; ред. Г. И. Владыкин ; авт. коммент. : Л. Лотман, Т. Орнатская, Г. Степанова. - Москва : Искусство, 1976. - Текст : непосредственный. Т. 6 : Пьесы (1861 - 1865). - 1976. - С. 112-240. : портр.

Поздней ночью из похода возвращаются воевода. Он сразу идет в постели и замечает, что она пуста. Опечалился воевода и вышел вон. Он велит слуге снять с гвоздя винтовку и ружьё, приготовить мешок с веревкой и отправиться вместе с ним. Пан задумал проучить свою сбежавшую супругу. Он вместе с хлопцем крадется под забором. Вместе они заходят в сад. На скамейке у фонтана сидит беглянка. Перед ней стоит мужчина. Он расстроен тем, что его возлюбленную купил воевода. Молодой человек много лет был в нее влюблен и давно ее искал.

История создания произведения




Пьеса "Воевода" (сон на Волге) - комедия в пяти действиях с прологом, в стихах Александра Островского. Написана в 1865 году.


Замысел пьесы возник во время поездки драматурга по Волге в качестве участника "литературной экспедиции". Осенью 1857 года Островский сообщал Николаю Некрасову о своём намерении написать "целый ряд пьес под общим заглавием "ночи на Волге", одной из которых должна была быть "Воевода".


По свидетельству Николая Лескова, А. Н. Островского очень ценил литературный критик Евгений Эдельсон, который "только и говорил об Островском и все жалел о том, что его "Воевода" не пользуется у публики тем вниманием, на которое имеет всякое право". Действие происходит в большом городе на Волге, во второй половине XVII столетия.


По пьесе "Воевода" написаны одноимённая опера Петра Чайковского и опера Антона Аренского "Сон на Волге".


Впервые опубликовано в "Современнике"в 1865 году, №1.

Источник

На бойком месте : поэма // Островский А.Н. (русский драматург ; 1823 - 1866). Собрание сочинений : в 10 т. / А. Н. Островский. - Москва : Художественная литература, 1959. - Текст : непосредственный. Т. 4 : Пьесы 1865 - 1866. - 1959. - С. 324-371 : портр.

Аннушка - честная и гордая девушка, не одобряющая преступных наклонностей своего брата Вукола Бессудного, содержателя постоялого двора на Большой проезжей дороге, и бесстыдной кокетливости его жены Евгении. Влюблена в помещика Павлина Миловидова. Однако Евгения, будучи зла на золовку за то, что девушка откровенно презирает её, оговорила Аннушку, убедила Миловидова, будто у его симпатии был любовник. Тем самым Бессудная убивает двух зайцев: добивается любви Миловидова и его охлаждения к Анне. Аннушка догадывается об интригах невестки и намекает на её проделки брату. Тот приходит в ярость, но Евгения ловко отговаривается, а Миловидова просит притвориться вновь влюбленным в Аннушку.

История создания произведения



Пьеса "На бойком месте" — комедия в трёх действиях, написана в 1865 году.

Сюжет пьесы навеян непосредственными жизненными впечатлениями писателя во время его поездок в 1856 и 1857 годах по верховьям Волги и в поместье Щелыково близ Кинешмы.


Поездки в Щелыково обогатили Островского новыми бытовыми данными, понадобившимися для пьесы. По рассказам щелыковских старожилов, один из кабаков, разбросанных по лесному Галичскому тракту, прежде находился неподалеку от усадьбы, купленной впоследствии отцом Островского, и пользовался недоброй славой. Возле усадьбы происходили грабежи и убийства. Ко времени первого приезда драматурга в Щелыково этот темный притон уже не существовал. Характерно, что в ремарке первого акта комедии точно сказано: "Действие происходит на большой дороге среди леса, на постоялом дворе под названием "На бойком месте", лет сорок назад". Но разбои на большой дороге продолжались еще долгое время. "У нас сильный грабеж и много народу убивают" извещала А. Н. Островского в 1869 году И. А. Белихова, управляющая Щелыковским именьем.


Не раз упоминаемые в разговорах действующих лиц пьесы. Село Покровское и Новая деревня расположены по соседству с Щелыковом. Именье в Покровском собирался купить в 1874 году младший брат писателя, Андрей Николаевич.


Впервые поставлена на сцене театра 29 сентября 1865 года в Москве, в Малом театре, в бенефис Александра Рассказова. 25 октября того же года пьеса была поставлена Александринским театром.


Впервые опубликовано в журнале "современнике" в 1865 году. № 9.

Источник

Пучина : поэма // Островский А.Н. (русский драматург ; 1823 - 1866). Собрание сочинений : в 10 т. / А. Н. Островский. - Москва : Художественная литература, 1959. - Текст : непосредственный. Т. 4 : Пьесы 1865 - 1866. - 1959. - С. 372-426 : портр.

Кисельников - перспективный студент-идеалист, который за несколько лет смог не только окончить университет, но и устроиться на работу. Кисельников оптимистично смотрит на вещи, мечтает о блестящей карьере, светлом будущем.
В своем воображении Кисельников, рисовал идеальную жизнь, но что-то пошло ни так. Мечты о карьере так и остались мечтами, когда подающий надежды выпускник университета женился на замоскворецкой красавице. В результате от чистых помыслов вчерашнего студента не осталось и следа: Кисельников совершает страшное преступление. Занимая пост чиновника, он берет крупную взятку, полагая, что это единственный способ покончить с нищетой.

История создания произведения



Пьеса "Пучина" - Сцены из московской жизни, написана в 1865 году. Действие пьесы происходит "около 30 лет назад", то есть 30-е годы XIX века.

В начале пьесы действующие лица делятся своими впечатлениями от просмотра в театре мелодрама Дюканжа "30 лет, или Жизнь игрока", переведенной в 1828 году с французского языка Р. Зотовым. Общая оценка этой мелодрамы, отражающая мнение самого Островского, такова: "Сухая пьеса. Голая мораль. Все эффекты, все ужасы нарочно прибраны, как на подбор. Черт не так страшен, как его пишут. Если черту нужно соблазнить кого-нибудь, так ему вовсе не расчет являться в таком безобразном виде, чтоб его сразу узнали".


Выступая против переводной русской мелодрамы, А. Н. Островский противопоставлял ей подлинно реалистическую драму. Он пишет "пучину", подзаголовком ее "Сцены из московской жизни", подчеркивая бытовой и психологический характер пьесы.


Впервые поставлено 8 апреля 1866 года в Москве, в Малом театре.


Впервые была напечатана в газете "санкт-петербургские ведомости" в январе 1866 года. No 1, 4, 5, 6, 8.

Источник

Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский // Островский, А.Н. (русский драматург ; 1823 - 1866). Полное собрание сочинений : в 12-х т. / А. Н. Островский ; ред. Г. И. Владыкин ; авт. коммент. Л. Лотман [и др.]. - Москва : Искусство, 1977. - Текст : непосредственный. Т. 7 : Пьесы (1866 - 1873). - 1977. - С. 8-125. : портр.

Самозванец стал орудием в руках русской знати и поляков. Он неизбежно был обречен на поражение. Шуйский опытнее, хитрее его. Он просчитывал каждый шаг. Хладнокровный и деспотичный, он обладал большим опытом в политической борьбе и готов был добиваться престола - " умом, обманам и даже преступлением". Трезвый расчет придаёт Шуйскому уверенность в своем успехе и понимание роли каждого социального слоя.

История создания произведения



Пьеса "Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский" - драматическая хроника в двух частях. Написана в 1866 году.

Островский приступил к работе над "Дмитрием Самозванцем и Василий Шуйский" в начале февраля 1866 года. Как свидетельствует сам Островский, "Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский" - "плод пятнадцатилетней опытности и долговременного изучения источников".
Завершив работу над Хроникой для печати, Островский приступил к созданию сценического варианта пьесы. Разночтения между текстом для печати и для сцены весьма значительны.

Впервые опубликовано в журнале "Вестник Европы" в 1867 году. № 1.

Источник

Тушино // Островский, А.Н. (русский драматург ; 1823 - 1866). Полное собрание сочинений : в 12-х т. / А. Н. Островский ; ред. Г. И. Владыкин ; авт. коммент. Л. Лотман [и др.]. - Москва : Искусство, 1977. - Текст : непосредственный. Т. 7 : Пьесы (1866 - 1873). - 1977. - С. 127-207. : портр.

Мелкопоместный дворянин Дементий Редриков везёт в Москву на службу царю Василию Шуйскому двоих сыновей: старшего Максима и младшего Николая. Но если Николай остаётся служить при дворе Шуйского, то Максим, оскорблённый царским воеводой, решает перейти на сторону "царя Дмитрия Ивановича" - так называли Лжедмитрия II. Он едет в Тушино, приносит присягу и после святотатства - крещения ковшом вина - клянётся служить ему верой и правдой. Так братья Максим и Николай оказываются по разные стороны баррикад.

История создания произведения



Пьеса "Тушино" - драматическая хроника в стихах, в восьми сценах. Написана в 1866 году.


Драматическую хронику в стихах "Тушино" - Островский написал менее чем за полтора месяца. Он дважды принимался за нее в течение 1866 года. Она была им "в августе набросана и оставлена", как сообщил он позже Ф. А. Бурдину. Вновь обратился драматург к писанию "Тушино" 29 сентября. В хронике "Тушино" Островский вновь обращается к событиям начала XVII века, историей которого он начал заниматься еще в середине 50-х годов. Изображенное в "тушино" является продолжением событий, составляющих содержание пьесы "Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский". Обе хроники писались в одной и то же время, и в печати появились одновременно.


Впервые опубликовано в журнале "Всемирный труд" в 1867 году. № 1.

Источник

Василиса Мелентьева // Островский, А.Н. (русский драматург ; 1823 - 1866). Полное собрание сочинений : в 12-х т. / А. Н. Островский ; ред. Г. И. Владыкин ; авт. коммент. Л. Лотман [и др.]. - Москва : Искусство, 1977. - Текст : непосредственный. Т. 7 : Пьесы (1866 - 1873). - 1977. - С. 209-294. : портр.

Главные персонажи - реально существовавшие люди. Только линии их судеб автор повернул в нужное ему русло. Василиса Игнатьевна Мелентьева - вдова, которая попала в свиту жены Ивана Грозного, царицы Анны Григорьевны. Василиса была очень хороша собой, и ее красота покорила царя. Покорила на столько, что Иван Васильевич решил избавиться от надоевшей ему царицы и жениться на красавице-вдове. Василиса, будучи крайне честолюбивой, решила начать свою борьбу за право быть царицей. В нечестной борьбе она добилась своего, став предпоследней женой царя Ивана Грозного. Но возмездие за содеянное настигло ее.

История создания произведения



Пьеса "Василиса Мелентьева" — драма в пяти действиях, написанная в 1867 году на основе неоконченной пьесы Степана Гедеонова.

По воспоминаниям Островского, встретившегося с Гедеоновым в 1867 году, "Генерал написал хронику "Василиса Мелентьева" и призвал меня, чтобы я переработал сюжет и придал пьесе литературную форму". Рукопись Гедеонова содержала первые три действия и вторую сцену четвертого действия пьесы. Заглавия у пьесы не было.

Усиленно работая в октябре 1867 года над текстом "Василисы Мелентьевой", Островский, прежде всего, занимался переработкой первых трёх действий драмы и затем над созданием четвёртого и пятого действий. В итоге первоначальный замысел романтической мелодрамы с условно театральными фигурами злодеев (Василиса, Грозный) и добродетельных лиц (царица, Колычев) превратился в высокохудожественную историческую драму с реалистически очерченными образами действующих лиц.

Первое исполнение "Василисы Мелентьевой" состоялось 3 января 1868 в Москве, в Малом театре, в бенефис П. М. Садовского.

Впервые опубликовано в журнале "Вестник Европы" в 1868 году. №2.

Источник

~

Список использовнных источников

  • Гроза / Островский А.Н. - Москва : Эксмо, 2022. - 256 с. - Текст : непосредственный.
  • Гроза : пьеса / А. Н. Островский. - Санкт-Петербург : АЗБУКА : АЗБУКА-АТТИКУС, 2022. – 416 с. - Текст : непосредственный. - (Мировая классика).
  • Полное собрание сочинений : в 12-х т. / А. Н. Островский ; ред. Г. И. Владыкин ; авт. коммент. : Л. Лотман, Т. Орнатская, Г. Степанова. - Москва : Искусство, 1976. - Текст : непосредственный. Т. 6 : Пьесы (1861 - 1865). - 1976. - 608 с. : портр.
  • Полное собрание сочинений : в 12-х т. / А. Н. Островский ; ред. Г. И. Владыкин ; авт. коммент. Л. Лотман [и др.]. - Москва : Искусство, 1977. - Текст : непосредственный. Т. 7 : Пьесы (1866 - 1873). - 1977. - 608 с. : портр.
  • Собрание cочинений : в 3 т. / А.Н. Островский ; сост., авт. коммент. В. Лакшин. - Москва : Художественная литература, 1987. - Текст : непосредственный. Т. 1 : Пьесы (1850-1861). - 1987. - 527 с. : портр.
  • Собрание cочинений : в 3 т. / А.Н. Островский ; сост., авт. коммент. В. Лакшин. - Москва : Художественная литература, 1987. - Текст : непосредственный. Т. 2 : Пьесы (1862-1873). - 1987. 495 с. : портр.
  • Собрание сочинений : в 10 т. / А. Н. Островский. - Москва : Художественная литература, 1959. - Текст : непосредственный. Т. 4 : Пьесы 1865 - 1866. - 1959. - 446 с. : портр.

~
This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website